Необратимое
Земного космоса стихии
К благоустройству вменены,
Они в неистовстве лихие,
К слезам и по'сулам глухие,
В скрепах к труду приглашены.
В умелой доброте творенья
Они — тепло и красота,
Благоволят изобретеньям,
Природных сил преображеньем,
То ветр, о'гнь и вода.
Напор воздушный славен мощью,
Что наполняет паруса,
Вращает мельницы, полощет
Знамена армий, шепчет в роще,
Крыла на небо вознося.
Злой ветр порождает бурю,
Нещадный смерч и ураган,
Темнит и тучит небо хмурью,
Играет гибельной лазурью,
Всему не крепкому тиран.
Огонь — тепло дарящий гений,
Кромешности сулит разгром,
Введенье в ночь дневных умений,
Мистерьям тёмным освещений,
Под кровлей очага — цветком.
Пожара, пламя породитель,
Прожорливый «Гаргантюа»,
Всего живого погубитель,
Людских творений испылитель,
Он — преисподней амплуа.
Вода — благое дарование,
Она суть жизни колыбель,
Долин благое обитания,
К ней жажд земных обетование,
Свободы символ, цитадель.
Но в си'лище своей гневлива,
Немилосердна, вне пощад,
В кипении яростном — бурлива,
Глумит над судьбами игриво,
Всё бьёт наотмашь наугад.
Самим себе верны стихии,
Всегда и всюду, только знай,
В сердцах разумных, что живые,
Есть совесть — псы сторожевые
Для тех, кто помнит ад и рай.
Самой себе произволенье,
По доброй воле окорот,
Мечтаний благостных воленье,
Дурных желаний обвиненье
Душе опадшей — эшафот.
Стихий дарованность извечна,
Возобновляемый ресурс,
То, что без совести, — калечно,
Да! Хворь сия уже навечно,
Не обрести уж верный курс.
Три необласканные дара,
Как невозвратный элемент,
Страшнее бурей, смут, пожара,
Им приговор: судьба, сансара,
То: слово, совесть и момент.
/АК/
Иван Айвазовский / Хаос. Сотворение мира. [1841г.]
Мой голос: https://vk.com/wall522089629_27328
© Алексей Канахин, Дом Поэта, 05.05.2025
Свидетельство о публикации: S-OZ № 554042606
Нравится | 0
Cупер | 1
Шедевр | 0







Рецензии
Канахин начинает с описания стихии как нечто, что может быть как благом, так и злом. В первых строках четко прослеживается идея о том, что стихии, хоть и подчинены человеческому труду, остаются непредсказуемыми и порой безжалостными. Природа представляется как живое существо, способное даровать тепло и красоту, но в то же время способное на разрушение и хаос. Это создает ощущение глубокой связи между человеком и природой, где каждое действие имеет свои последствия.
Стихи о ветре, огне и воде наполнены яркими образами. Например, ветер описывается как сила, способная наполнять паруса и шептать в роще, что придает тексту динамичность и движение. В то же время, бурный ветер становится символом разрушения и хаоса, что подчеркивает контраст между созидательным и разрушительным началом.
Особое внимание стоит уделить заключительным строкам, где автор говорит о «словах, совести и моменте». Здесь поднимается важная тема ответственности человека перед природой и самим собой. Вопрос о совести как «псе сторожевом» вызывает размышления о том, как важно помнить о своих действиях и их последствиях.
В целом, стихотворение производит сильное впечатление благодаря своей глубине и многослойности. Оно заставляет задуматься о месте человека в мире, о его отношениях с природой и о том, как важно сохранять баланс между созиданием и разрушением. Канахин удачно передает тревогу о будущем через призму вечных тем, что делает его произведение актуальным и значимым.
С уважением, Юрий Тубольцев
RSS лента рецензий этой записи